Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мингус чарли

Энциклопедический словарь

МИНГУС Чарли - МИ́НГУС (Mingus) Чарли (полн. имя Чарлз) (22 апреля 1922, Ногэйлс, шт. Аризона - 5 января 1979, Кернавака, Мексика), американский джазовый (см. ДЖАЗ) контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР).

Начало профессиональной карьеры джазмена

Влечение к музыке проявил очень рано - под впечатлением от спиричуэлов (см. СПИРИЧУЭЛ) и госпел (см. ГОСПЕЛ)-сонгов, которые он слышал, регулярно посещая церковь. Детство провел в одном из негритянских кварталов Лос-Анджелеса. Джазом заинтересовался, познакомившись с грамзаписями нью-орлеанских музыкантов, а также на концертах оркестра Дюка Эллингтона. Систематические занятия музыкой начал в 8 лет, освоив игру на тромбоне и флейте. В 16 лет перешел на виолончель и контрабас, изучал академическую композицию, а кроме того брал уроки фортепиано. Свои первые музыкальные сочинения написал в 1939 (What Love) и в 1940-41 (Half-mast, Inhibitions, обе записаны в 1960-е). После дебюта в школьном ансамбле стал выступать как профессионал с оркестрами Ли Янга (см. ЯНГ Лестер) (1940), Луи Армстронга (см. АРМСТРОНГ Луи) (1941-1943), Барни Бигарда и Кида Ори (1942), с танцевальным бэндом Элвино Рея, собственным трио, биг-бэндом Лайонела Хэмптона (1946-1948, первые записи), аккомпанировал ритм-энд-блюзовым певцам. В этот период получил от джазменов прозвище «барон Мингус».

Период активного творчества

В 1951 переехал в Нью-Йорк, где играл в трио «Реда» Норво (1950-51), но решил уйти из него в знак протеста против расовой сегрегации (ему не разрешали появляться с белыми в респектабельных клубах и участвовать с ними в телепрограммах), затем сотрудничал с Билли Тэйлором (1952-53), выступал в концертах филармонического джаза. В 1952 основал студию звукозаписи Debut. В дальнейшем примкнул к лагерю молодых революционно настроенных музыкантов бопа, принял участие в их программном концерте в Торонто (Jazz at Massey Hall: Quintet of the Year, 1953). Наступил период активного и плодотворных творческих контактов с самыми яркими представителями модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) Чарли Паркером (см. ПАРКЕР Чарли Берд), Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), Майлсом Дэвисом (см. ДЭВИС Майлз), Телониусом Монком (см. МОНК Телониус), и др.

В 1953 его пригласил в свой оркестр Дюк Эллингтон (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк). Однако, первый значительный успех достигнут им был позднее в его самостоятельной практике как руководителя трио (Money Jungle, 1962). Первые успешные композиторские эксперименты Мингуса относятся еще к 1953-55, когда он вошел в состав неформального объединения музыкантов-новаторов Jazz Composers" Workshop. Стремление к полной самостоятельности в реализации своих замыслов побудило его к созданию собственно экспериментальной творческой мастерской - Jazz Workshop (1953-55). Здесь он мог более эффективно планировать и направлять работу с исполнителями своих произведений, апробировать новые методы композиции, сольной и коллективной импровизации (см. ИМПРОВИЗАЦИЯ). Мингус экспериментировал также в русле «Poetry & Jazz» синтеза джаза и поэзии (1959-60). В 1960-е Мингус возобновил интенсивную работу как менеджер негритянских музыкантов и организатор студийных сессий, в связи с чем создал новую фирму звукозаписи. Как инструменталист и композитор принял участие в создании ряда фильмов Фрэнка Синатры (см. СИНАТРА Фрэнк) (Higher and Higher), Боба Хоупа и Бинга Кросби (см. КРОСБИ Бинг) (Road To Zanzibar), выступал на телевидении, руководил квартетом, писал аранжировки для Ньюпортского джаз-фестиваля. Блестяще выступил в ньюйоркском Таун-Холле и на фестивале в Монтерее. В 1964 совершил европейское турне с Э .Долфи, Дж. Байардом и К. Джорданом.

Несмотря на испытания

После участия в кинофильмах Shadows и All Night Long о нем самом был снят в 1968 документальный фильм на материале концертов в Бостоне. В 1969 Мингус дал в Нью-Йорке концерт с флейтистом Дж. Стейгом и валторнистом Д. Амрамом. Затем из-за финансовых затруднений и ухудшения здоровья вынужден был прервать музыкальную деятельность. В 1971 при поддержке фонда Гуггенхейма смог опубликовать свою автобиографическую книгу Beneath The Underdog (полную психоаналитических самооценок и драматичных пророчеств), после чего вернулся к творческой практике. Во время одного из турне с ним случился частичный паралич (связанный с болезнью крови), надолго нарушивший его планы. В 1978 Мингус участвовал в концерте звезд джаза в Белом доме (по приглашению президента Дж. Картера). Сотрудничал с поп-певицей Джони Митчелл. Последние его записи были сделаны в январе 1978. В том же году состоялось исполнение его крупной композиции Revelations оркестром нью-йоркской филармонии под управлением Гюнтера Шуллера. Премьера еще одного произведения Epitaph была осуществлена Шуллером уже через 10 лет после смерти автора (1990, в 1991 в Москве).

Новатор и классик

Чарли Мингус - весьма сложный и противоречивый феномен в истории джаза. Его жизненный и творческий путь полон психологических и мировоззренческих изломов. Он не избалован славой и популярностью, подобно другим джазовым звездам, и не желал угождать общественному мнению во имя наград и титулов. Его всегда отличали углубленная серьезность и склонность к драматической экспрессии в своей музыке. Несмотря на некоторый оттенок мистицизма в его взглядах, он по натуре реалист, желающий достичь правды выражения эмоций, отразить внутреннюю сущность человека в мире, разделенном политическими и расовыми барьерами, оторванном от природной почвы, ослепленном иллюзией технического и финансового могущества. Вот почему произведения Мингуса в большинстве своем лишены безмятежности, легкости, развлекательности.

В своих инновациях Мингус опередил и предвосхитил многие революционные идеи бибопа (см. БИБОП), кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)- и фри-джаза, симфо-джаза, оказав влияние на развитие всех основных современных джазовых стилей и направлений. Он создал новые типы композиции и многочастных оркестровых форм, ввел в практику нетрадиционные ладовые структуры, инструментально-тембровые комбинации, , использовал приемы полистилистики, контрапункта, реформировал технику игры на контрабасе (в русле мелодического солирования). Однако, при этом он всегда был далек от авангардистских экспериментов с «чистой» звуковой формой. Его главный метод работы как бэндлидера-композитора напоминает эллингтоновскую практику коллективного сочинения музыки в процессе предварительного отбора индивидуальных идей, предлагаемых участниками оркестра. Но есть и отличия: Мингус заранее создавал план композиции и в виде нотированных эскизов предлагал весь исходный материал оркестрантам для дальнейшей импровизационной разработки,. За этим стоит принцип главенства композиторского замысла над личной инициативой и свободой отдельных музыкантов оркестра. Импровизацию в ансамбле Мингус приблизил к живому диалогу, дискуссионному обмену мнениями. Сам он определял данную манеру игры термином conversational improvising («диалогическая импровизация»). Стилистика произведений Мингуса отнюдь не абстрактна при всей ее неординарности. Он сохраняет, как и Эллингтон, верность фольклорным истокам, традициям негритянской евангелической музыки и блюза, раннего нью-орлеанского джаза и свинга, обнаруживает коренные связи с европейской академической классикой, идеями Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и Штокхаузена (см. ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц), этническими культурами Латинской Америки, Азии и Африки. Значительна фигура Мингуса и как педагога, воспитавшего многочисленных учеников и преемников. Наиболее велики заслуги Мингуса в сфере композиции и развития джазового оркестра, и, несмотря на то, что он не реализовал всех своих возможностей и не достиг вершин славы, его роль в эволюции джаза трудно переоценить.

Полезные сервисы